СК РФ, Статья 170. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Кодексом

1. Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются в пределах и в порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
2. Поручить Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия настоящего Кодекса:

привести в соответствие с настоящим Кодексом изданные им нормативные правовые акты;
подготовить и внести в установленном порядке предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации в связи с принятием настоящего Кодекса;
принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Кодекса.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
29 декабря 1995 года
N 223-ФЗ

президент

Комментарий к Статье 170 СК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи определяется режим действия нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе законодательных и нормативных актов Союза ССР, которые в связи с принятием СК РФ не утратили свою силу. Их дальнейшее применение признано возможным только в части, не противоречащей СК РФ, и на период до принятия новых нормативных правовых актов.

2. Во исполнение п. 2 комментируемой статьи Правительством РФ были приняты комплексные меры, направленные на: 1) приведение огромного массива принятых ранее актов в соответствие с СК РФ; 2) принятие новых нормативных актов, обеспечивающих реализацию положений, установленных СК РФ; 3) подготовку и внесение предложений о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации в связи с принятием СК РФ.

В целях реализации этих мер не только в течение трех месяцев с момента принятия СК РФ, но и на протяжении всего последующего времени действия СК РФ были приняты нормативные акты, имеющие важное значение для реализации его положений, включая: Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью»; Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 «О приемной семье»; Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей»; Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»; Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195 «О детском доме семейного типа»; Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» <1> и многие другие.

———————————

<1> СЗ РФ. 2006. N 46. Ст. 4801.

Нельзя также не отметить, что ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей, безработица, резко возросшая миграция населения, особенно из неблагоприятных в экономическом и социальном отношении регионов, остро отразились на положении детей, привели к росту безнадзорности, агрессии, нетерпимости, преступности и правонарушений в детской и подростковой среде.

Стабильно высоким остается показатель количества детей, оставшихся без попечения родителей. Увеличилось число исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами Российской Федерации. Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав и которые в силу разных причин вынуждены проживать в семье, пополняют ряды безнадзорных. Поэтому особенно важным мероприятием, направленным в том числе и на необходимость решения вышеуказанных проблем, было объявление 2008 года в России Годом семьи, в связи с чем Правительством РФ был принят план основных мероприятий по его проведению, в котором одной из первых задач значилось совершенствование нормативной правовой базы в области государственной семейной политики. Как следствие, был принят ряд важных нормативных актов, среди которых особо стоит отметить Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 30 июня 2008 г. N 106-ФЗ «О внесении изменения в статью 115 Семейного кодекса Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 15 августа 2008 г. N 613 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 841» <1> и др.

Другой комментарий к Ст. 170 Семейного кодекса Российской Федерации

1 — 2. Принятие СК РФ не только отменяет действие ряда законодательных актов (п. 2 и 3 ст. 168 СК РФ), но и устанавливает правило о действии правовых актов, которые нуждаются в пересмотре с принятием данного Кодекса. Последние применяются постольку, поскольку они не противоречат СК РФ. Временное сохранение ранее принятых решений допускается «до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории России, в соответствие с настоящим Кодексом» (п. 1 ст. 170 СК РФ).

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ