1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.
2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Комментарий к Статье 10 СК РФ
1. Брак – добровольный, равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов <1>. Брак считается заключенным только в органах загса.
——————————–
<1> Брак // Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. М., 2007.
Согласно Федеральному закону от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ (ред. от 18.07.2006) “Об актах гражданского состояния” акты гражданского состояния – это действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан (ч. 1 ст. 3) <1>. Государственной регистрации подлежат акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть (ч. 2 ст. 3 указанного Закона).
——————————–
<1> СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.
Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства (ч. 1 ст. 6 ФЗ “Об актах гражданского состояния”).
Государственная регистрация заключения брака производится любым органом загса на территории РФ по выбору лиц, вступающих в брак посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о заключении брака (ч. 2 ст. 6, ст. 25 ФЗ “Об актах гражданского состояния”).
2. Только со дня регистрации заключения брака посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о заключении брака, у супругов возникают права и обязанности.
Другой комментарий к Ст. 10 Семейного кодекса Российской Федерации
1. Комментируемая статья, как и сам СК РФ, не содержит определения брака, поскольку брак представляет собой институт особого рода, который регулируется не только нормами права, но и нормами морали и этики. Поэтому данная дефиниция является предметом исследования теории семейного права. Специалисты в области семейного права отмечают, что понятие брака является неоднозначным, ибо брак можно рассматривать с различных точек зрения: и как юридический факт, и как правоотношение, и как институт семейного права.
Если раскрывать саму сущность понятия брака как правового явления, то можно отметить, что больших расхождений в научных взглядах на данную правовую категорию нет, поскольку браку свойственны определенные специфические черты, такие как: брак – это союз мужчины и женщины; союз добровольный и равноправный; союз, как правило, пожизненный; имеет цель – создание семьи; заключенный в порядке, установленном законом; порождает определенные права и обязанности между супругами. Совокупность названных признаков и позволяет определить брак как моногамный, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением установленного законом порядка и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности <1>.
<1> Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.М. Кузнецова. 2-е изд. М., 2000. С. 33.
Комментируемая статья развивает положение п. 2 ст. 1 СК РФ о том, что в Российской Федерации признается брак, заключенный только в органах загса. Следовательно, брак, заключенный на территории Российской Федерации иным способом, например совершенный по религиозным обрядам или по национальным обычаям, что сегодня является достаточно распространенным явлением, а также в иных учреждениях, не признается государством и не порождает никаких правовых последствий. Исключением из общего правила является положение, предусмотренное п. 7 ст. 169 СК РФ, на основании которого браки граждан Российской Федерации, совершенные по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях государственных органов загса, являются действительными и имеют правовую силу. Такие браки не нуждались в последующей государственной регистрации в органах загса.
2. В п. 2 комментируемой статьи определено, что права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах загса. Данное положение имеет важное значение, поскольку только со дня государственной регистрации заключения брака мужчина и женщина приобретают новый для себя статус – статус супругов и отношения, возникающие между ними, становятся предметом правового регулирования семейного законодательства. Соответственно, фактические брачные отношения, т.е. сожительство мужчины и женщины, независимо от их продолжительности не порождают никаких правовых последствий. Поэтому суд должен учитывать, что установленный факт состояния в фактических брачных отношениях не порождает для заявителя никаких правовых последствий <1>. Возникающие между фактическими супругами имущественные отношения регулируются нормами гл. 16 ГК РФ об общей собственности.
——————————–
<1> Обзор кассационной и надзорной практики Свердловского областного суда за третий квартал 2004 года //
Однако следует отметить, что в соответствии с КЗоБСО РСФСР 1926 г. в России фактические браки признавались действительными наряду с зарегистрированными до июля 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. “Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания “Мать-героиня” и учреждении ордена “Материнская слава” и медали “Медаль материнства” <1> данное положение было отменено. Фактическим супругам предлагалось оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни. Если фактический брак не был зарегистрирован, он сохранял правовую силу только до 8 июля 1944 г. Поэтому установление судом факта нахождения в фактических брачных отношениях, возникших после 8 июля 1944 г., не допускается <2>. В случаях, когда фактические брачные отношения, возникшие до принятия Указа от 8 июля 1944 г., не могли быть зарегистрированы в силу ряда причин (смерть одного из фактических супругов или пропажа без вести на фронте в военное время), другой супруг имел право обратиться в суд с заявлением о признании его супругом умершего или пропавшего без вести лица на основании ранее действовавшего законодательства (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г. “О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов” <3>). Указ от 10 ноября 1944 г. не предусматривал сроков для обращения в суд с заявлением об установлении факта состояния в фактических брачных отношениях с умершим или пропавшим без вести супругом на фронте в период Великой Отечественной войны. Следовательно, можно сделать вывод о том, что такое заявление может быть подано и в наше время.
——————————–
<1> Ведомости СССР. 1944. N 37.
<2> См.: Надзорная практика Верховного суда Республики Карелия по гражданским делам в 2005 году // Бюллетень судебной практики Верховного суда Республики Карелия. 2006. N 2.
<3> Ведомости СССР. 1944. N 60.
На основании п. 1 ст. 6 Закона об актах гражданского состояния государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства. Соответственно, государственная регистрация брака устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав супругов, а также контроля за соблюдением установленных законом порядка и условий вступления в брак (о порядке заключения брака см. комментарий к ст. 11 СК РФ).
Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами загса, образованными органами государственной власти субъектов РФ. Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов РФ (с возможностью делегирования органам местного самоуправления) (п. 1 ст. 4 Закона об актах гражданского состояния).
Браки между гражданами Российской Федерации, проживающими за пределами территории Российской Федерации, в соответствии со ст. 157 СК РФ заключаются в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации, которым законом предоставлены соответствующие полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния (ст. 5 Закона об актах гражданского состояния) (см. комментарий к ст. 157 СК РФ). Также ст. 158 СК РФ установлено, что браки между гражданами Российской Федерации и браки между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, заключенные за пределами Российской Федерации с соблюдением законодательства страны места их заключения, признаются действительными в Российской Федерации, если отсутствуют препятствия, предусмотренные ст. 14 СК РФ (см. комментарий к ст. ст. 14, 158 СК РФ).
В отличие от прежнего законодательства, устанавливающего, что регистрация брака производится по месту жительства одного из брачующихся или их родителей (ст. 150 КоБС), ст. 25 Закона об актах гражданского состояния предусматривает иное правило, более эффективно учитывающее интересы лиц, вступающих в брак. Согласно указанной статье, государственная регистрация заключения брака производится в любом органе загса на территории Российской Федерации по выбору брачующихся. Подтверждением государственной регистрации брака как юридического факта возникновения супружеских прав и обязанностей является запись акта о заключении брака, на основании которой супругам выдается свидетельство о заключении брака.
Анцупов Дмитрий, Адвокат
Задать вопрос адвокату:
What's app: Написать сообщение
Telegram: @dmi_try
Telegram канал: @lawyermoscow
Instagram: @jur_moscow