Статья 1 СК РФ. Основные начала семейного законодательства

Статья 1 СК РФ. Основные начала семейного законодательства

1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Пункт 2 статьи 1 не применяется к бракам граждан РФ, совершенным по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов записи актов гражданского состояния.

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

 

Статья 1 СК РФ. Основные начала семейного законодательства

Комментарий к Статье 1 СК РФ

1. Конституция РФ (ч. 1 ст. 38) содержит положение о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Часть 2 ст. 7 Конституции РФ обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства. Этим признается, что семья, брак, рождение детей являются не только частным делом участников семейных правоотношений, а имеют большое общественное значение.

В части 1 ст. 38 Конституции не выделен институт отцовства (в отличие от ч. 2 ст. 7 и ст. 72 Конституции РФ). Представляется, что дело здесь в особой значимости защиты института материнства в силу незаменимости матери для нормального развития ребенка. Согласно ч. 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ отцовство, материнство, детство и семья находятся под защитой государства. И это не случайно, ведь термины «материнство» и «отцовство», как и «детство», неотделимы от понятия семьи, поэтому рассматривать их необходимо в контексте единого института «защиты семьи, материнства, отцовства и детства».

Детство — это период возрастного развития от рождения до достижения 18-летнего либо иного возраста, с которым закон связывает дееспособность в гражданско-правовом смысле. Материнство — реализованная способность женщины к рождению, выкармливанию и воспитанию детей <1>. Отцовство — кровное родство между отцом и его ребенком (детьми) <2>. Семья — это социальный институт и одновременно общественный механизм репродукции человека. Понятием «семья» охватываются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, старшими и младшими в семейной иерархии. Это основанная на указанных отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью <3>.

———————————

<1> Беломестных Л.Л. Права человека и их защита. В 3-х томах. Т. 2. М., 2003. С. 369.

<2> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 483.

<3> Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / Отв. ред. Ю.А. Дмитриев. М., 2007. С. 373.

Терминологически защита семьи, материнства, отцовства и детства понимается в нескольких значениях. Во-первых, это отношение к ним как к ценности, во-вторых, создание необходимых условий для развития семьи, материнства <1>, отцовства и детства, в-третьих, — охрана в случае нарушения их прав и законных интересов. Термин «защита семьи, материнства, отцовства и детства» имеет двоякое значение. С одной стороны, он включает предусмотренные меры, которые направлены на охрану прав и законных интересов, с другой — может рассматриваться в узком смысле слова как реакция на какое-либо правонарушение, требующее защиты, например, в судебном или административном порядке <2>.

———————————

<1> Например, в Российской Федерации предусматриваются особые меры по социальной поддержке беременных женщин и женщин, имеющих детей, в том числе путем установления системы государственных пособий гражданам, имеющим детей, которая призвана обеспечить гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

<2> Кузнецова О.В. Конституционно-правовая защита семьи, материнства, отцовства и детства в России: Дис. … канд. юр. наук. Челябинск, 2004. С. 11.

Семья в Российской Федерации является объектом государственной семейной политики, цель которой — обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. В отличие от ч. 1 ст. 38 Конституции РФ понятие семьи в комментируемой статье находится на первом месте, и это не случайно. Семья признается естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712 (в ред. от 05.10.2002) были утверждены Основные направления государственной семейной политики, в которых сформулированы отношение государства к семье и пути решения проблем семьи и детства. Она исходит из непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека; понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса; необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества.

Защита материнства является одной из приоритетных задач российского государства. В настоящее время женщины особенно остро нуждаются в поддержке со стороны государства. Это обусловлено социально-экономическими проблемами, которые оказали негативное влияние на многие аспекты развития семьи, материнства и детства. Одна из важнейших задач государства — правовая защита материнства от неблагоприятных воздействий, максимальное сохранение физического и психического здоровья матери и ребенка.

Предметом особой заботы и защиты государства, общества, законодательства, помимо материнства, является детство. Особенность положения ребенка как в семье, так и за ее пределами заключается в его беззащитности, вызванной полной или частичной физической, психической, социальной незрелостью. Традиционно охрана, защита, а также в известной мере реализация прав, интересов ребенка, как личных, так и имущественных, возлагается на родителей либо на лиц, их заменяющих <1>.

———————————

<1> Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / Отв. ред. Ю.А. Дмитриев. С. 375.

В связи с тем что дети являются одной из самых незащищенных групп населения, следует уделять внимание ребенку и как личности, и как члену общества, наделенному определенными правами. В статье 3 Конвенции о правах ребенка сказано, что государства — члены Совета Европы обязуются «обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры» <1>. Следовательно, забота государства в сфере обеспечения благополучия ребенка в данном документе первична, а реализация прав и обязанностей родителей — «принимается во внимание». В российском законодательстве обеспечение прав и свобод детей, защита их законных интересов является прерогативой родителей и лишь в случае недобросовестности последних, выразившейся в неисполнении данных обязательств либо злоупотреблении ими, государство берет на себя ответственность по замещению родительских функций.

———————————

<1> Конвенция о правах ребенка (20 ноября 1989 г.) // Сборник международных договоров СССР. 1993. Выпуск XLVI.

Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен и в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., обязательства по выполнению которой взяла на себя и Российская Федерация. К базовым законам, закрепляющим права детей в России, относятся Конституция РФ, комментируемый Закон, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (ред. от 30.06.2007) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» <1> и Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <2>. Их объединяет общая цель, состоящая в укреплении правовых предпосылок защиты прав ребенка.

———————————

<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.

<2> СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.

2. Брак — это добровольный семейный союз мужчины и женщины, порождающий их юридические и иные права и обязанности по отношению друг к другу и их детям <1>. Брак считается заключенным только в органах записи актов гражданского состояния (далее — загса). Так, например, брак, заключенный по церковному обряду, не признается, т.е. не имеет никакого правового значения и не порождает никаких правовых последствий. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах загса.

———————————

<1> Брак // Сексологическая энциклопедия // http://www.neuro.net.ru/bibliot/b003/sx02017.html.

Однако имеется одно исключение. Брак граждан РФ, совершенный по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов загса, считается официально заключенным.

3. Часть 3 комментируемой статьи закрепляет пять принципов, в соответствии с которыми осуществляется регулирование семейных отношений.

Принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины. Брак между мужчиной и женщиной может быть заключен только по добровольному согласию обеих сторон. Добровольность согласия вступающих в брак означает, что воля лица к вступлению в брак не должна формироваться под влиянием незаконного воздействия на нее со стороны других лиц, а само это лицо должно быть в состоянии отдавать отчет в своих действиях. В том случае если лицо не осознает значения своих действий (находясь, например, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения), такой брак может быть признан недействительным со всеми вытекающими отсюда последствиями. Одной из гарантий соблюдения принципа добровольности заключения брака является личная подпись на совместном заявлении о регистрации брака, а также личное присутствие обоих вступающих в брак в момент регистрации брака и недопустимость заключения брака через представителя <1>.

———————————

<1> Семейное право: Учебное пособие / Авторский коллектив allpravo.ru // Все о праве //

Принцип равенства прав супругов в семье. Равенство прав и обязанностей родителей обеспечивается семейным законодательством, нормы которого устанавливают, что отец и мать имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Каждый из них (до достижения детьми совершеннолетия, т.е. до 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии.

Принцип разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Действие данного принципа распространяется на решение любого вопроса жизни семьи по согласию обоих супругов (например, расходование общих средств супругов, владение, пользование и распоряжение общим имуществом, выбор образовательного учреждения и формы обучения детей и др.) <1>.

———————————

<1> Протопопова О.В. Семейное право: Курс лекций // Сайт Института дистантного образования Российского университета дружбы народов //

Принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии. Данный принцип реализуется традиционно в кровной семье ребенка его биологическими родителями. Для этого закон предоставляет родителям право воспитывать своих детей лично. Тем самым родители получают юридическую возможность совершать действия и поступки воспитательного характера на благо ребенка. Кроме того, данный принцип предоставляет каждому ребенку право жить и воспитываться в семье, наиболее подходящей для становления его личности, при отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения.

Родители обязаны воспитывать своих детей (абз. 2 ч. 1 ст. 63 СК РФ), обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ; ч. 2 ст. 63 СК РФ). Отдельно проживающий родитель не только вправе, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другой не вправе ему в этом препятствовать.

Следует отметить, что в комментируемом законе право родителей на воспитание ребенка одновременно объявляется законом и как их обязанность (ст. 63 СК РФ). Таким образом, в законодательном порядке отражены два аспекта воспитания детей: частноправовой, поскольку оно является одной из личных потребностей человека, и публично-правовой, так как общество заинтересовано в качественном воспитании детей и ему не все равно, каких членов общества «продуцирует» семья <1>.

———————————

<1> Герасимов В.Н. Приоритет семейного воспитания детей как принцип семейного права: Автореферат дис. … канд. юр. наук. М., 2006. С. 13.

Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи (несовершеннолетние дети, инвалиды I — III групп, лица пенсионного возраста). Семья как объединение лиц, основанное на браке или родстве, естественно, предполагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи <1>. Комментируемый Закон предусматривает приоритетную защиту нетрудоспособных членов семьи, а также содержит нормы, направленные на реализацию этого принципа (ст. 87, 89 — 90, 93 — 98 СК РФ). Так, например, закон обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей (ч. 1 ст. 87 СК РФ), аналогичная обязанность возлагается на трудоспособных совершеннолетних внуков в отношении нетрудоспособных нуждающихся в помощи дедушки и бабушки (ст. 95 СК РФ) и т.д. Если обязанные лица добровольно не оказывают материальную помощь нетрудоспособным нуждающимся в помощи членам семьи, то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке (ч. 2 ст. 87 СК РФ и др.).

———————————

<1> Протопопова О.В. Указ. соч.

4. При вступлении в брак и в семейных отношениях запрещаются любые формы ограничения прав граждан. Такими формами являются ограничения по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Социальная принадлежность — это характеристика, позволяющая отнести человека к той или иной социальной группе, т.е. условно очерченному кругу лиц с общими признаками поведения в обществе, уровнем благосостояния и другими социальными признаками.

Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Российская Федерация не допускает неравенство, преимущества или дискриминацию граждан по признаку социальной принадлежности, запрещается ограничивать права или отдавать предпочтение лицам по основаниям их социального происхождения, т.е., например, крестьянам, рабочим, интеллигенции. Вслед за общими положениями, указанными в Конституции РФ (ст. 7 и ч. 2 ст. 19), Семейный кодекс РФ в ст. 1 закрепляет запрет ограничивать по социальной принадлежности вступление в брак.

Расовая принадлежность — это принадлежность лица к одной из рас, т.е. исторически сложившихся групп человечества, объединенных схожестью наследственных физических признаков (цветом кожи, глаз, волос, формой черепа и др.), обусловленных общностью происхождения и первоначального расселения. Конституция РФ в ч. 2 ст. 19 запрещает любые формы ограничения прав по признаку расовой принадлежности.

Национальная принадлежность — это принадлежность лица к конкретному этносу, характеризующемуся общностью языка, психического склада, культуры, самосознания и т.п. Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальность <1> и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26 Конституции РФ). Это значит, что никто не обязан доказывать такую принадлежность, и никто не должен принуждать к определению и указанию своей национальной принадлежности. В основе самоидентификации, осознания своей принадлежности к определенному этносу находится чаще всего национальная принадлежность родителей или одного из них. Но бывают и такие жизненные ситуации, когда человек родился в семье, принадлежащей к одному этносу, но с детства живет в другой, принадлежащей к иному этносу, и усвоил его язык, культуру, обычаи и т.п. Именно поэтому по смыслу ст. 26 Конституции РФ национальная принадлежность может быть указана вне зависимости от принадлежности к определенному этносу. Поэтому в официальных анкетах не допускается наличие вопросов о национальности. Если же она где-то и встречается, то гражданин не обязан ее заполнять. Работодатели не должны выяснять этот вопрос при приеме граждан на работу. Паспорт нового образца не содержит указания на национальность лица, поскольку она не имеет правового значения. При регистрации брака также по желанию можно не указать национальность.

———————————

<1> Национальность — одно из средств осознания человеком своей принадлежности к той или иной этнической общности. Оно связано с тем, что человек привержен языку, историческим традициям, культуре, быту, а возможно, и религии определенной нации, стремится сохранить ее исторические памятники и устное народное творчество, носить национальную одежду.

Язык признается важнейшим элементом культуры, принадлежности человека к тому или иному народу, одной из основных форм проявления национального и личностного самосознания.

Важно отметить, что государство гарантирует гражданам Российской Федерации осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод вне зависимости от их знания или незнания какого-либо языка. В статье 5 Закона РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-1 (ред. от 11.12.2002) «О языках народов Российской Федерации» говорится: «Знание или незнание языка не может служить основанием для ограничения языковых прав граждан Российской Федерации. Нарушение языковых прав народов и личности влечет за собой ответственность согласно закону» <1>.

———————————

<1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 50. Ст. 1740.

Закрепленное Конституцией РФ данное право дает возможность каждому человеку свободно пользоваться родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ). Им является обычно язык нации, этнической группы, к которой принадлежит человек. Свободный выбор языка общения означает, что каждый вправе использовать в межличностных контактах (на бытовом или на официальном уровне) тот язык, который понятен собеседнику. Языком общения может быть не только родной, но и государственный или иной язык. Пользование законными правами не зависит от знания человеком того или иного языка.

Религиозная принадлежность — это элемент самоидентификации, выражающийся в причислении себя к той или иной религиозной культуре, конфессии, группе, определяющаяся религиозными убеждениями.

Конституция РФ в ст. 28 провозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Свобода совести и вероисповедания подробно регламентируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ (ред. от 28.02.2008) «О свободе совести и о религиозных объединениях» <1>. Так, конкретизированы гарантии свободы вероисповедания, для чего, в частности, запрещено указывать в официальных документах отношение человека к религии. Это позволяет избежать злоупотреблений такими данными и проявлениями дискриминации в неявной и завуалированной форме.

———————————

<1> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов членов семьи и иных граждан. Так, например, согласно ст. 73 СК РФ суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения родительских прав (т.е. ограничить родительские права). В соответствии со ст. 17 комментируемого Закона в целях защиты здоровья как беременной женщины или кормящей матери, так и самого ребенка, муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка.

Статья 1 СК РФ. Основные начала семейного законодательства

Другой комментарий к Ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации

  1. В ст.1 СК РФ сформулированы основные начала семейного законодательства, большинство которых следует из принципов, установленных в Конституции РФ. Так, п.4 ст.1 СК РФ корреспондирует п.2 ст. 19 Конституции РФ, согласно которому государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, и запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Принцип равенства прав супругов в семье дополняет правило п.3 ст.19 Конституции РФ о том, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
  2. Согласно ст. 38 КРФ материнство и детство, а также семья в целом находятся под защитой государства. В частности, как указывается в преамбуле Федерального закона об основных гарантиях прав ребенка, государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Забота о детях и их воспитание составляют равное право и обязанность родителей.
  3. Правило п.1 ст.1 СК РФ о недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи соответствует установленному в ст.23 Конституции РФ праву каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
  4. Отличительным признаком семейных отношений является их глубоко личный характер, построение их на чувствах взаимной любви и уважения.
  5. Российское семейное законодательство исходит из признания брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния. О заключении брака см. ст.10-15 СК РФ и комментарий к ним.

 

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ