1. Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, производится судебным исполнителем в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.
Если родитель (другое лицо, на попечении которого находится ребенок) препятствует исполнению судебного решения, к нему применяются меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях и законодательством об исполнительном производстве.
2. Принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), должно производиться с обязательным участием органа опеки и попечительства и участием лица (лиц), которому передается ребенок, а в необходимых случаях с участием представителя органов внутренних дел, детского психолога, врача, педагога, переводчика и иных специалистов.
При невозможности исполнения решения суда о передаче ребенка без ущерба его интересам ребенок может быть по определению суда временно помещен в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Комментарий к Статье 79 СК РФ
1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, производится судебным исполнителем в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
В соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства решения суда по таким спорам исполняются добровольно либо принудительно – через судебных приставов-исполнителей по правилам исполнительного производства в порядке, установленном законом (ст. ст. 30, 105 Закона об исполнительном производстве).
Возбуждение исполнительного производства по исполнительным документам производится по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, т.е. по месту жительства лица, обязанного исполнить решение, или по месту нахождения ребенка (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 33 Закона об исполнительном производстве). Если неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то исполнительный документ и заявление о возбуждении исполнительного производства могут быть направлены в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта РФ) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Главный судебный пристав субъекта РФ направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению – в день их получения (ч. 4 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
Заявление о возбуждении исполнительного производства и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов (ч. 7 ст. 30 Закона об исполнительном производстве). Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8 ст. 30 Закона об исполнительном производстве). Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч. 10 ст. 30 Закона об исполнительном производстве). Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то устанавливаемый срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства (ч. 13 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
В случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает новый срок для исполнения. При неисполнении требования, содержащегося в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный законодательством об административных правонарушениях, и устанавливает новый срок для исполнения (ч. 2 ст. 105 Закона об исполнительном производстве). Согласно ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2500 руб.; на должностных лиц – от 10000 до 20000 руб. Однако уплата штрафа не освобождает родителя (другое лицо) от обязанности совершить действия, предусмотренные решением суда по делу, связанному с воспитанием ребенка. Поэтому одновременно с наложением штрафа судебным приставом-исполнителем назначается обязанному родителю (другому лицу) новый срок для исполнения судебного решения. Часть 2 ст. 17.15 КоАП предусматривает, что повторное неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок после наложения административного штрафа влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 руб.; на должностных лиц – от 15000 до 20000 руб.
При этом уплата штрафа (иная ответственность) не освобождает ответчика от обязанности исполнить решение. Если родитель (другое лицо, на попечении которого находится ребенок) препятствует исполнению судебного решения, к нему применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.
2. При противодействии родителей (иных лиц) исполнению решения суда об отобрании ребенка и передаче его другому лицу (лицам) производится принудительное исполнение данного решения, что порождает сложности как организационного, так и морально-этического характера. В этой связи в качестве обязательного условия производства этой процедуры п. 2 комментируемой статьи предусматривает участие органа опеки и попечительства, а также лица (лиц), которому (которым) передается ребенок.
Следует иметь в виду, что при принудительном исполнении решения суда родитель или лицо, на попечении которого находится ребенок, могут скрывать ребенка, прятать его. В этой связи судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению лица, которому по решению суда должен быть передан ребенок, выносит постановление о розыске ребенка, которое утверждается старшим судебным приставом. Причем, согласно ст. 40 Закона об исполнительном производстве, в случае розыска ребенка судебный пристав-исполнитель имеет право приостановить полностью или частично исполнительное производство. С учетом конкретных обстоятельств (например, оказания судебному исполнителю физического противодействия лицом, удерживающим ребенка, причинения вреда здоровью ребенка и т.п.) в исполнении судебного решения, связанного с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), необходимо участие представителя органов внутренних дел (п. 2 комментируемой статьи, ч. 4 ст. 65 Закона об исполнительном производстве). Расходы по розыску должника и ребенка относятся к расходам по совершению исполнительных действий (ч. 5 ст. 65 Закона об исполнительном производстве). В соответствии со ст. 116 Закона об исполнительном производстве расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения, которые впоследствии возмещаются за счет должника (ч. 1 ст. 117 Закона об исполнительном производстве). На основании заявленного органом внутренних дел требования судьей единолично выносится соответствующий судебный приказ, который выдается для предъявления к исполнению или направляется судом для исполнения судебному приставу-исполнителю (ст. ст. 122, 130 ГПК РФ).
Принудительное исполнение решения суда о передаче ребенка другому лицу, как правило, сопряжено с действиями, которые могут оказать негативное воздействие на моральное и психическое состояние ребенка и в итоге вступить в противоречие с законными правами и интересами ребенка. Поэтому суд при невозможности исполнения решения о передаче ребенка без ущерба его интересам может вынести определение о временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (см. комментарий к ст. 155.1 СК РФ). Применение таких мер способствует переходу ребенка от одного лица к другому (например, помещение в детское учреждение) (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10).
Другой комментарий к Ст. 79 Семейного кодекса Российской Федерации
1. Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, отличается особой сложностью, так как, во-первых, непосредственно касается ребенка, во-вторых, сопряжено с воздействием на поступки лица, которое противится реализации судебного решения (чаще всего по соображениям сугубо личным). Трудности в исполнении судебного решения во многом зависят и от характера рассмотренного судом спора. Если он возник между родителями, то нередко предстоит преодолеть неприязнь несовершеннолетнего к тому из них, кому предстоит непосредственно заниматься воспитанием. Исполнение решения суда, удовлетворившего иск о лишении родительских прав, нередко совпадает с моментом изъятия ребенка из семьи, чего он обычно страшится.
Тем более, что пока идет судебный процесс, несовершеннолетний живет в ожидании предстоящего отобрания. То же самое происходит после ограничения родительских прав, когда ребенок опасную для себя обстановку считает привычной и боится с нею расстаться. Есть сложности и при исполнении судебного решения, которым несовершеннолетний возвращен к родителям (одному из них), опекуну, попечителю, приемному родителю. Находясь в трудной, запутанной для него ситуации, ребенок, чью судьбу предстоит изменить, нередко пребывает в состоянии психологического дискомфорта, что, естественно, усложняет исполнение решения суда. Тем не менее это дело судебного исполнителя, его профессиональный долг. Само по себе исполнение судебного решения не входит в круг обязанностей органов опеки и попечительства, их представителя, любого другого государственного или муниципального органа, его подразделения.
По общему правилу его исполнение производится судебным исполнителем, состоящим при суде, по месту нахождения лица, обязанного подчиниться судебному решению. Требования судебного исполнителя по исполнению решения по спору, связанному с воспитанием детей, обязательны для всех юридических и физических лиц. В случае оказания сопротивления судебному исполнителю при исполнении решения он в присутствии понятых составляет об этом акт и для устранения препятствий обращается за содействием. Пункт 2 ст. 79 СК РФ позволяет в необходимых случаях привлечь для исполнения решения представителя органов внутренних дел. К таким случаям относятся ситуации, когда невозможно изъять ребенка у лиц, лишенных родительских прав, а также тех, чьи права ограничены судом. Для того чтобы ст. 79 СК РФ в этой части работала, необходимо внести соответствующие дополнения в правовые акты, регламентирующие деятельность этих органов.
2. Сложность порядка так называемого принудительного исполнения решения по делам подобного рода заставила искать наиболее приемлемый выход из положения. Его нашли в использовании промежуточного временного этапа в устройстве ребенка в одно из детских учреждений, наиболее подходящих в каждой конкретной ситуации (больницу, школу-интернат, детский приют и т.п.). Теперь такая практика, как оправдавшая себя, имеет свою правовую базу. Ее использование позволяет, во-первых, незамедлительно помочь ребенку, оказавшемуся в сложной ситуации, во-вторых, избавить его от прямого давления со стороны как истца, так и ответчика. Все это вместе взятое позволяет несовершеннолетнему обрести покой и занять осознанную и разумную позицию по отношению к предстоящим в его жизни переменам.
По смыслу п. 2 комментируемой статьи основанием для использования подобного рода устройства служит определение суда, которое выносится в случаях, когда по представлению судебного исполнителя исполнение судебного решения сопряжено с нарушением, угрозой нарушения интересов несовершеннолетнего. Надо полагать, что меры к временному устройству, предшествующему отобранию, могут принять и органы опеки и попечительства, если налицо обстоятельства, свидетельствующие об утрате родительского попечения. Когда о детях спорят родители либо заменяющие их лица, ребенок может быть устроен на время в одном из детских учреждений по просьбе одного из них, в чем следует ему помочь.
Анцупов Дмитрий, Адвокат
Задать вопрос адвокату:
What's app: Написать сообщение
Telegram: @dmi_try
Telegram канал: @lawyermoscow
Instagram: @jur_moscow