СК РФ, Статья 126. Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей

СК РФ, Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

1. Учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.

2. Учет лиц, желающих усыновить детей, осуществляется в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 122 настоящего Кодекса).

СК РФ, Статья 126. Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей

Комментарий к Статье 126 СК РФ

1. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2005 г. N 123 (в ред. от 4 ноября 2006 г.) Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) является федеральным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей <1>.

———————————

<1> СЗ РФ. 2005. N 11. Ст. 950; 2006. N 46. Ст. 4801.

Структурным подразделением Минобрнауки России, непосредственно исполняющим государственную функцию федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдающим предварительные разрешения на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей <1>.

———————————

<1> См.: Административный регламент Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдачи предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Утвержден Приказом Минобрнауки России от 12 ноября 2008 г. N 347 // РГ. 2009. 20 февр. N 30 (4854).

  Датой постановки ребенка на учет считается дата заполнения анкеты ребенка в органе опеки и попечительства по его фактическому месту жительства (нахождения). Основная цель учета (формирования регионального и федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей) — оказание содействия в поисках каждому ребенку семьи на территории Российской Федерации. 

При невозможности передать ребенка в семью на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью на территории Российской Федерации ребенок может быть передан на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства или российским гражданам, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таком ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (см. комментарий к ст. 124 СК РФ).

2. Определение порядка учета российских граждан (независимо от места их проживания — на территории Российской Федерации или за ее пределами), желающих усыновить детей, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ. Об учете иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей — граждан Российской Федерации, см. комментарий к ст. 122 СК РФ.

СК РФ, Статья 126. Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей

Другой комментарий к Ст. 126 Семейного кодекса Российской Федерации

1. В настоящее время осуществление централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, возложено на Министерство образования РФ (Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г.). Датой постановки ребенка на централизованный учет считается дата заполнения анкеты ребенка в органе опеки и попечительства по его фактическому месту жительства (нахождения). Основная цель учета (формирования регионального и федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей) — оказание содействия в поисках каждому ребенку семьи на территории РФ. Однако при нахождении такой семьи ни органы исполнительной власти, ни Минобрнауки России не вправе подменять органы опеки и попечительства в определении того, соответствует ли передача ребенка в данную семью его интересам и допустима ли она с точки зрения закона.

При невозможности передать ребенка в семью на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью на территории РФ ребенок может быть передан на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства или российским гражданам, постоянно проживающим за пределами РФ (за исключением родственников ребенка), по истечении трех месяцев со дня постановки ребенка на централизованный учет (см. комментарий к ст. 124 СК РФ).

За неисполнение обязанностей по выявлению и устройству детей в установленные сроки, предусмотренные п. 3 ст. 122 СК РФ, должностные лица органов местного самоуправления (органы опеки и попечительства), а также органов исполнительной власти субъектов РФ несут административную ответственность (ст. 193.1 КоАП РФ).

2. Определение порядка учета российских граждан (независимо от места их проживания — на территории РФ или за ее пределами), желающих усыновить детей, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ. Об учете иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей — граждан РФ см. ст. 122 СК РФ и комментарий к ней.

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ