Skip to content

СК РФ, Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

1. Должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, а также направить имеющуюся информацию об этом ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направления в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей”.

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, обязан направить документированную информацию о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей”.

2. Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в течение трех рабочих дней со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения соответствующей организации для организации его устройства на воспитание в семью.

3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации со дня поступления информации, указанной в абзаце третьем пункта 1настоящей статьи, организует устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности по истечении месяца со дня поступления информации, указанной в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, оказывает содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Порядок формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и пользования им определяется Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей”.

4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2, 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители организаций и должностные лица указанных в пунктах 2, 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

дети родители

Комментарий к Статье 122 СК РФ

1. Существуют различные обстоятельства, в результате которых дети остаются без родительского попечения. Некоторые из этих причин перечислены в ст. 121 СК РФ: смерть родителей, отказ взять ребенка из родильного дома, признание родителей недееспособными, уклонения родителей от воспитания детей и т.д. Функции по выявлению таких детей, учету, защите прав и интересов, а также выбору форм устройства возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, учитываются в специальном государственном банке данных в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей” и Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием”.

Порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, установлен ст. 122 СК РФ, где предусмотрена обязанность должностных лиц и иных граждан сообщать органам опеки и попечительства о ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения <1>. Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления порядка или сроков представления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а также за представление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем. Размер штрафа за указанные нарушения составляет от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда. Совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда.

    Одна из самых старейших форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, известная еще в римском частном праве, – усыновление (удочерение) детей. Тогда в качестве усыновителей выступали, как правило, мужчины, и разница в возрасте должна была быть не менее 18 лет.

2. После получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, органы опеки и попечительства обязаны в течение трех дней провести первичное обследование. В ходе обследования органы опеки и попечительства должны проверить достоверность полученной информации, ознакомиться с условиями, в которых проживает ребенок, выявить родственников, которые смогут обеспечить временный уход за ребенком до решения вопроса о его устройстве. Если у ребенка нет родственников, он незамедлительно должен быть определен в воспитательное учреждение.

3. При невозможности устройства ребенка в семью по месту его фактического нахождения в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения сведения о нем направляются в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок, – в региональный банк данных. Получив такие сведения, орган исполнительной власти субъекта РФ уже на всей своей территории принимает в течение месяца меры по устройству ребенка в семью. При невозможности устройства ребенка сведения о нем направляются в Министерство образования РФ, на которое возложены функции по осуществлению централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, и оказанию содействия в устройстве ребенка в семью российских граждан на территории России.

Граждане, желающие принять ребенка на воспитание в свою семью, обращаются к региональным или федеральным операторам, которые формируют банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (органы местного самоуправления, исполнительные органы субъектов РФ, Министерство образования РФ). При этом должны быть представлены следующие документы:

  1. а) заявление гражданина о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить его с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям;
  2. б) анкета гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью;
  3. в) заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.

Оператор в 10-дневный срок со дня получения документов рассматривает их по существу и предоставляет гражданину для ознакомления анкеты ребенка и фотографии детей, оставшихся без попечения родителей, соответствующих его пожеланиям. Затем в соответствии с пожеланием гражданина оператор выдает ему направление на посещение ребенка. Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, на посещение которого выдано направление одному гражданину, не могут быть одновременно сообщены другому гражданину. Гражданин обязан в установленный для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей, срок проинформировать в письменной форме соответствующего оператора о результатах посещения этот ребенка и принятом им решении.

При отказе гражданина от приема на воспитание в свою семью предложенного ему ребенка он получает направление на посещение другого выбранного им ребенка.

Гражданин обязан письменно проинформировать соответствующего оператора о:

  • подаче им заявления в суд об установлении усыновлении (удочерения) ребенка или заявления в орган опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) или создании приемной семьи;
  • вынесении решения о передаче ребенка на воспитание семью (решение суда об установлении усыновления (удочерения), или принятии решения органом местного самоуправления об установлении опеки (попечительства), или заключении договора о создании приемной семьи);
  • принятии им решения об отказе от поиска ребенка и прекращении учета сведений о нем в государственном банке данных.

Семейный кодекс РФ предусматривает следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), передача в приемную семью, устройство в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (например, детский дом семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения). В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 123 СК РФ могут предусмотреть и иные формы устройства детей.

4. В отличие от ранее действовавшего законодательства <1>, пункт 3 ст. 122 СК РФ в интересах детей, обеспечения скорейшего их устройства в семью вносит существенные коррективы в порядок учета детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, установлено, что при невозможности устройства ребенка в семью по месту его фактического нахождения (как и ранее, в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения) сведения о нем направляются органами опеки и попечительства одновременно в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок (в региональный банк данных), и в федеральный орган исполнительной власти, ведущий централизованный учет (в федеральный банк данных).

——————————–

<1> Ст. 122 КоБС в редакции Федерального закона от 7 марта 1995 г. // СЗ РФ. 1995. N 11. Ст. 939.

В настоящее время осуществление централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, возложено на Министерство образования РФ (Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г.). Датой постановки ребенка на централизованный учет считается дата заполнения анкеты ребенка в органе опеки и попечительства по его фактическому месту жительства (нахождения). Основная цель учета (формирования регионального и федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей) – оказание содействия в поисках каждому ребенку семьи на территории РФ. Однако при нахождении такой семьи ни органы исполнительной власти, ни Минобрнауки России не вправе подменять органы опеки и попечительства в определении того, соответствует ли передача ребенка в данную семью его интересам и допустима ли она с точки зрения закона.

При невозможности передать ребенка в семью на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью на территории РФ ребенок может быть передан на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства или российским гражданам, постоянно проживающим за пределами РФ (за исключением родственников ребенка), по истечении трех месяцев со дня постановки ребенка на централизованный учет (см. комментарий к ст. 124 СК РФ).

За неисполнение обязанностей по выявлению и устройству детей в установленные сроки, предусмотренные п. 3 ст. 122 СК РФ, должностные лица органов местного самоуправления (органы опеки и попечительства), а также органов исполнительной власти субъектов РФ несут административную ответственность (ст. 193.1 КоАП РФ).

Другой комментарий к Ст. 122 Семейного кодекса Российской Федерации

1 – 3. В ст. 122 СК РФ закреплены правовые основы процедуры выявления и учета детей, оставшихся без родительского попечения. При этом в п. п. 1 и 3 закреплен ряд обязанностей, которые подлежат последовательному (стадийному) исполнению в рамках указанной процедуры. Во-первых, это информационная обязанность должностных лиц различных учреждений, прежде всего детских образовательных и лечебных учреждений. Содержанием этой обязанности является предоставление информации о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию (оставшихся без родительского попечения), в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Во-вторых, далее орган опеки и попечительства проводит обследование условий жизни ребенка (в течение трех дней со дня получения указанных сведений) и обеспечивает защиту прав и интересов ребенка (решаются вопросы его проживания, лечения и прочее) вплоть до решения вопроса о его устройстве (при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников).

В-третьих, впоследствии орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в п. 1 ст. 122 СК РФ (информация о детях, оставшихся без родительского попечения), обеспечивает устройство ребенка с соблюдением установленного ст. 123 СК РФ приоритета семейных форм устройства ребенка. Однако при невозможности передать ребенка на воспитание в семью сведения о таком ребенке по истечении указанного срока орган опеки и попечительства направляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Точно так же орган опеки и попечительства действует в случае получения от руководителей организаций (образовательных и др.), в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, информации о том, что конкретный ребенок может быть передан на воспитание в семью (п. 2 ст. 122 СК РФ).

В-четвертых, затем уже орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ. При отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Одним из элементов процедуры выявления и учета детей, оставшихся без родительского попечения, является направление информации о таких несовершеннолетних в банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, которые подразделяются на региональные и федеральный банки данных. В совокупности эти банки составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, порядок формирования и пользования (условия доступа) которым определяется Федеральным законом о банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 этого акта, отмеченный государственный банк данных о детях – это совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов РФ (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В п. 4 ст. 122 СК РФ сформулировано общее отсылочное правило об ответственности руководителей организаций и должностных лиц указанных в п. п. 2 и 3 этой статьи органов за нарушение информационных обязанностей, предусмотренных данной статьей, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью. Такая ответственность в виде административного штрафа наступает в соответствии со ст. 5.36 КоАП РФ.

Анцупов Дмитрий, Адвокат








Если вам нужна помощь Адвоката

Задать вопрос адвокату:

What's app: Написать сообщение

Telegram: @dmi_try

Telegram канал: @lawyermoscow

Instagram: @jur_moscow

Youtube канал

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ